Русский стиль — купеческий образ.
«Добрый день, Анна… … Было бы интересно узнать, какой образ возникает у Вас обо мне. Я в последнее время много об этом думаю. Приходится поднимать большие пласты памяти, чтобы понять, какая я есть в своей сущности, без наносных поздних представлений и стандартов…»
Начну с самой сути вашей внешности. В ней объединены натуральный с драматическим стили.
Ваша эстетика тесно связана с образом жены купца.
P.S. ответ на комментарий Валерии:
Купеческий образ декоративный и нарядный, от этого никуда не уйти.
При попытке его как можно более упростить и сделать менее заметным и нейтральным, велика опасность уйти в деревенский стиль, который будет сильно простить вашу внешность.
Конечно напрямую реализовывать купеческий стиль не стоит.
Гораздо эффектнее смотрится, если вдохновившись купеческой женой, стилизовать свои комплекты под нее, как это делает Ульяна Сергеенко и Анастасия Романцова.
В образе должно быть не прямое воспроизведение, а как бы намек, как я уже показывала выше.
Блузки-крестьянки в вашем случае следует обязательно сопровождать объемным низом, что бы уравновесить доминирующий в вашей фигуре верх.
Кроме того, это должны быть не «крестьянские» блузы светлых тонов, с очень простым кружевом, рукавом фонарик и тд,
а более благородные по форме, обладающие богатой цветовой гаммой.
Блузы же, которые вы примеряли, слишком простого цвета и фасона для вас. Они более деревенские по стилю.
Красная блузка справа смотрится чуть лучше, имея легкий намек на драматический характер, но неся в себе элемент футболки, так же не подходит.
Сравните эти блузы ниже.
Первые четыре вам противопоказаны, так как будут сильно простить.
А следующие четыре подойдут.
Взгляните на эти платки — у них совершенно разные настроения. Вам подойдет только тот, что справа.
Сравните героинь этих картин — от них исходит совершенно разное ощущение — от одной мы ощущаем простоту и некоторую самобытность, от другой характер и стать.
Помните, невозможно строить образ купеческой жены, используя вещи в деревенском, «крестьянском» стиле.
И если еще несколько лет назад такой стиль мог показаться излишне «декоративным «, то сейчас русский купеческий образ становится все более популярным и актуальным.
3 мнения к “ Русский стиль — купеческий образ. ”
Анна, большое спасибо за этот разбор. Образ очень красивый. Ранее мне уже говорили, что моя внешность ассоциируется с сильной женственностью, как Аксинья в Тихом Доне. Это льстит моему тщеславию Решительно задумалась. Единственно смущает декоративность такого стиля. Как сделать, чтобы не “выглядеть слишком нарядной”? Для меня в этом образе будет главным именно научиться уравновешивать современность и историзм в одежде.
Анна, Вы говорите о блузах-крестьянках. Я такие примеряла несколько раз, но баба бабой получалось. Как-то совсем расплывалась. Я даже несколько фото сделала “на память”. Не знаю, в чём причина. Как эти фото показать Вам?
Валерия, спасибо за отзыв.
В качестве ответа я добавила постскриптум в конце статьи.
Внешний вид славянских женщин
Во все времена славянские женщины использовали многослойную одежду. Причем для каждого события предназначались разные костюмы. Внешний вид также зависел от возраста женщины. На тело всегда надевали рубаху с широкими рукавами. Чем ближе к нашему времени, тем больше внешний облик славян наполнялся роскошью. Одежда становилась разнообразнее. Голова прикрывалась различными уборами. От ленточек до шапок необычной формы. Женщины украшали наряды бусами, которые были яркими и опускались на груди в несколько рядов. Вся одежда была длинная, практически до самых пят. Её украшали нашитыми лентами, небольшими оборками и тесьмой. Также они любили носить крупные серьги и кольца.
Фрегаты на голове и аммиачная вода
Долгое время русская женская причёска оставалась неизменной. Однако с приходом к власти Петра Великого изменения коснулись всех сфер жизни, в том числе и женского облика. Отныне при выборе нарядов, аксессуаров и причёсок дамам высшего света полагалось равняться на французских модниц. Так в России познакомились с париками — самым популярным аксессуаром начала XVIII века.
Парики были громоздкими, неудобными и к тому же очень дорогостоящими. Средняя цена за парик составляла пять рублей. Для сравнения: 20 кг пшеницы можно было купить за рубль. Нося парик, жертвовать приходилось не только семейным бюджетом и собственным комфортом, но и здоровьем. Из-за того, что в моде были парики фарфоровой белизны, изделия обильно посыпали мукой и пудрой, отчего в них заводились моль, блохи и даже мелкие грызуны.
Адольф Ульрих Вертмюллер «Мария-Антуанетта с детьми в саду» (ок. 1785)
К концу XVIII века от париков наконец отказались. Но на смену им пришли объёмные прически, которые сооружались с помощью деревянных прутьев, перьев и конских волос. На пике популярности были высокие начёсы «фонтанж», украшенные кружевом, а также причёски «а-ля белль пуль», названные в честь морского судна и повторяющие его форму. Считается, что первой такую укладку сделала самая отчаянная модница XVIII столетия Мария-Антуанетта, и за ней «повторила вся Европа и половина России».
По воспоминаниям одной из героинь романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», ношение таких причёсок было мукой. «Мука, сплошная мука… Волосы зачешут до боли, салом намажут, шиньонов накладут, железок в голову навтыкают, мукой обсыпят… А иначе в гости нельзя, обидятся…» Её можно понять: такая конструкция на голове туго стягивала волосы, цеплялась за ветки, мешала ездить в карете. А спать дамам приходилось полусидя и в специальных колпаках, чтобы не повредить причёску.
Мэттью Дарли «Смешные вкусы или абсурд женщин» (1771)
Укладка стоила дорого, поэтому причёски не разбирались по несколько недель. Можно представить, в каком состоянии находились волосы и кожа головы, если максимум, что позволялось, так это протирать «фрегат» на голове влажной тряпкой. Чтобы защититься от вшей, модницы мазали причёску смесью говяжьего и свиного сала, отваром из ядовитой чемерицы и уксусом.
Мытьё головы также было в то время делом весьма опасным. В высшем свете распространилась идея о том, что аммиак — лучшее средство для густоты и блеска волос. И тот факт, что аммиачная вода часто вызывала сильные ожоги и долго не заживающие раны на голове, никого не останавливал.
Александр Брюллов «Портрет императрицы Александры Федоровны» (ок. 1830)
Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы
Василий Тропинин. Портрет украинского крестьянина. Конец 1830-х — начало 1840-х. Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Константин Маковский. Портрет девушки в русском костюме. 1810-е. Частное собрание
Василий Тропинини. Портрет пожилого украинского крестьянина. 1820. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил
Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка — «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды.
На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.
В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать — шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.
На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо — это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы — полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.
Нельзя носить только одно платье
Московское платье времен, скажем, Ивана Грозного отличалось многослойностью. По сути это был сарафан на сарафане. И одно из самых громких убийств — убийство Иваном Грозным своего сына — по одной из версий, произошло из-за наряда. Все знатные и богатые женщины по обычаю должны были быть одеты в три платья, плотные или легкие в зависимости от времени года.
Так вот, к убийству: как-то раз без предупреждения царь вошел на женскую половину, где застал беременную жену своего сына в одном платье (вот срам-то какой!). «Царь ударил ее по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нем, что на следующую ночь она выкинула мальчика. В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать его супругу, но этим только обратил на себя гнев и удары отца», — папский посол Антонио Поссевино.
Насколько актуальны прически в наши дни
Со временем плетение не утратило актуальности, прибавилось множество вариаций , и 5 прядей, и другие).Современным красавицам нет необходимости придерживаться древнерусских канонов, предпочитая лишь .
Если природа не наградила красавицу шикарной шевелюрой, стилисты рекомендуют обратить внимание на .
Девушкам с длинными и густыми волосами можно смело экспериментировать с
Не забывайте при выборе прически учитывать форму лица.
Уравновесить узкий лоб и пышные щечки поможет дополнительный объем в верхней части шевелюры, попробуйте и широкую челку
А чтобы скрыть широкий лоб, наоборот, сконцентрируйте внимание нижней части шевелюры. Две симметричные ажурные в этом случае окажутся кстати
Стильно, изысканно, сдержанно и оригинально смотрятся прически с платками и лентами.Они подходят всем возрастам, не требовательны к типу лица и структуре шевелюры.
Древнерусские прически не отличались сложностью и замысловатостью техники исполнения, поэтому выполнить их без помощи профессионала может каждая.Достаточно вооружиться расческой, заколкой или резинкой, шпильками, невидимками, а также дополнительными аксессуарами-украшениями.
Воплотить задуманный образ в реальность, помогут советы опытных мастеров:
Выполняйте укладку на чистые и высушенные волосы, для пушащихся, непослушных волос рекомендуется дополнительно применить масляный флюид, кондиционер или несмывающийся бальзам.
При выборе варианта прически обязательно учитывайте тип лица, особенности внешности, выбранный наряд.
Экспериментируйте с техникой и расположением плетения. Это поможет вам выглядеть каждый раз по-новому, интересно.
Украшения используйте в меру, особенно если ваш наряд и без того яркий, ослепительный.
Решили сделать укладку на торжество самостоятельно? Не поленитесь потренироваться в выполнении до намеченного события, просмотрите тематическое видео.
На Древней Руси, чтобы придать волосам дополнительной густоты, использовали прядки конских волос
В наши дни актуально наращивание и вплетение канекалона.
Чтобы образ получился максимально приближенным к древнерусскому стилю, отдавайте предпочтение натуральным оттенкам волос.
Не переусердствуйте с макияжем, обратите внимание на мэйк в стиле нюд.
Мастер-класс «Девичьи косы в русских традициях.»
Елена Рогозина Мастер-класс «Девичьи косы в русских традициях.»
С незапамятных времён люди плели косы, причём эта причёска не носила строгой половой принадлежности. Помните библейского Самсона, вся сила которого была в его волосах, и коварную Далилу, которая отрезала эти волосы, и что из этого вышло? Самсон носил семь кос. Неудивительно, ведь косы — самая удобная, и, наверное, самая первая прическа, которую придумал себе человек.
(слайд2)
С косами связано многотрадиций, особенно на Руси. В детстве девочкам заплетали волосы в одну трёхлучевую косу, что символизировало объединение жизненных сил и подготавливало к будущей священной миссии материнства. (слайд 3) До замужества девушка носила одну косу с вплетёнными в неё лентами. Чем длиннее и толще коса, тем крепче и здоровее считалась девушка. Соответственно и в жёны брали тех, у кого волосы длиннее и гуще.(слайд4) Когда же девушку выдавали замуж, косу распускали и заплетали две, ибо с этого времени она получала через волосы жизненные вселенские силы не только для себя, но и для будущего ребёнка.(слайд5) Коса навсегда пряталась под убором. В день свадьбы невесте на голову накидывали белое покрывало(фото) : теперь она считалась достоянием только–мужа.
(слайд 6)
На Руси двекосы, обернутые вокруг головы и убранные под головной убор, служили показателем того, что женщина замужем. Считалось недопустимым обнажить голову в присутствии посторонних, а уж тем более – распустить волосы.(слайд7)
Обрядовыетрадиции (ситуации) с волосами.
Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест»
, беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха,связывали их посередине приговаривая:«как связаны волосы, так бы хлопцы вязались» .
Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола.
Сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься – значит опозориться)
. Худшим оскорблением было разве что обрезаниекосы. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.
Дернуть за косу означало оскорбить девушку.
Во время беременности волосы не стригли, так как энергию женщина брала не только для себя, но и для ребенка. Остричь волосы во время беременности значило лишить своего новорожденного ребенка поддержки.
Маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет)
. У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался — пострижены. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня. А новорожденного ребёнка до года не рекомендуется даже причёсывать, не только стричь.
(слайд
Начало 20 века с его войнами и революционными потрясениями, не способствовало моде на длинные волосы, икосы перестали считаться «девичьей красой«. Дамы щеголяли с короткими стрижками, а заплетенные волосы презрительно относили к символам отсталой деревни. Однако косы не были окончательно забыты. Наверняка и вы в школьные годы носили косички с бантиками или заколочками.(слайд 9 и 10)
В последнее время плетения кос стало очень популярным. Ещё бы, ведь с их помощью можно создавать отличные прически, натуральную красоту. С детства мы привыкли к одному варианту – классическойрусской косе. Однако на самом деле техник плетения довольно много, и каждая по- своему красива. Сегодня мы рассмотрим самые популярные способы создания косичек.
1. Небольшая вступительная презентация для родителей и сотрудников салона «ОЛИВА» с. Бутка
2. Я совместно с парикмахерами и нашими клиентами.
3. Мой мастер-класс.
Прическа замужней казачки. Головные уборы и прически кубанских казачек
Традиционными прическами кубанских казачек, как и в других регионах, являлись: одна коса у девушек и две косы, собранные в пучок, у замужних женщин. Девицы и девочки вплетали в свои роскошные длинные косы цветы и шелковые ленты. .
кубанская казачка в прическе из одной косы с вплетенными лентами и цветочном венке
Коса «в расплет»
— прическа сосватанной девушки, которую заплетали ей после сводов. «На вид волосы кажутся совершенно распущенными, посередине же идет тоненькая коска, не толще бечевки; в эту коску вплетаются только концы волос, и такая прическа носит название «в расплет». В конец косы вплетается множество длинных лент.»
Шлычка
Основной прической замужних женщин являлся пучок из волос или кос, которые закручивались на голове. Для увеличения объема прически женщины вплетают в волосы небольшие кусочки материи.
«Все женщины заплетают волосы в две косы, вплетают в них небольшие кусочки материи и шнурки «кисныки» и складывают волосы на голове в круг.»
«Необходимою принадлежностью головного убора замужних женщин является шлычка (нечто вроде чепца); волосы заплетаются в две косы, которые обводятся вокруг головы, и поверх их надевается шлычка; голова иногда прикрывается платком.» .
В черноморских станицах шлычки на украинский манер называли «очипком». Сохранились так же сведения о том, что в ряде станиц на Кубани шлычки-«чепчики», как и косынки искусно вышивали.
«Праздничная белая косынка, украшенная вышивкой, надевалась в большие православные праздники. Помимо нарядных платок, позже косынок, в быту использовались в качестве головных уборов платки (подшальники) хлопчатобумажные, щелковые и шерстяные, сложенные по диагонали в треугольник.»
Прическа замужней женщины.
В славянской традиции (у восточных славян) прически девичьи и замужних женщин значительно разнились между собой.
Девушки не закрывали волос головным убором, замужние же тщательно их прятали.
Древнейшей девичьей прической у восточных славян были распущенные волосы.
Девушки в Архангельской губ. в 1880-х годах ходили обычно с одной косой, спущенной по спине, с вплетенными в нее яркими лентами, но когда в праздник надевали повязку или чёлку , то, по старинному обычаю, волосы не заплетали в косу, а распускали.
Венчали и хоронили девушек также с распущенными волосами. Во время траура, а также при выполнении некоторых обрядов, например опахивания, девушки распускали волосы.
С этим связан особый тип девичьего головного убора в виде перевязки из ткани, обруча из луба или из другого материала, венка, венца и тому подобного, как бы сдерживающего распущенные волосы. Верхняя часть головы оставалась открытой.
Заплетание волос в одну или две косы — более поздняя восточнославянская прическа. У русских преобладала девичья прическа в одну косу (поэтому девушка называлась «однокоской»). Плетение косы в четыре-семь прядок было в обычае у южных великорусок.
Первое заплетение косы девочки означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т.е. 13 — 16 лет.
В некоторых местах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.
Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: » как связаны волосы, так бы хлопцы вязались «.
Коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья — длинная широкая лента. Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.
Обычной прической славянских замужних женщин (особенно русских) еще в XIX в., а местами и в начале XX в., были две косы, заплетенные по бокам и уложенные на голове, причем нередко при этом спереди получалось возвышение — рога.
Среди белорусов и украинцев часто встречался обычай укладывать волосы, наматывая их на обруч, а не заплетая.
У восточных славян был обычай подстригания и даже бритья волос у замужней женщины. Последнее практиковалось в древнем Новгороде, но не одобрялось церковью.
В западных областях Украины, от Волыни до Карпат, существовал обычай подрезать волосы замужних женщин до уровня ушного отверстия.
Замужние всегда тщательно прятали волосы под головной убор. Ходить с непокрытой головой и даже «засветить волосом» — т. е. выставить наружу волосы—считалось для замужней женщины позором у всех восточных славян; «окосматить» же её, т.е. сорвать насильно головной убор — обидой и даже преступлением еще во второй половине XIX в. Женщина могла в таком случае обратиться в суд, требуя денежного возмещения за «бесчестие».
У русских (Тверская губ.) женщине запрещалось выходить простоволосой во двор, к скотине, так как существовало поверье, что «дворовой рассердится» и скотина » водиться не будет «. «Если свекор увидит, что молодуха без сборника вышла,— вспоминая прошлое, рассказывают старухи,— то кнутом отхлещет».
У украинцев также имелось поверье, что если замужняя женщина выйдет в сени, не покрыв голову платком, то домовой » потянет ее на чердак «. По народным представлениям простоволосая замужняя женщина вызывала неурожаи хлеба, болезни людей и скота.
Особенности древнерусского стиля
Стиль одежды, способы укладки волос у русских девиц были абсолютно противоположными воздушным убранствам и образам восточных красавиц. Считалось, что женщина Древней Руси должна быть со статной, крепкой фигурой, сильная и смелая.
Длинная рубаха, шушун (удлиненный сарафан), массивные шубки или душегрейки, теплые жилетки (бугаи) или короткие кафтаны (шугаи) выполнялись из толстых и тяжёлых тканей. Порой наряд древнерусской барышни достигал 20 кг.
Голову барышни обязательно покрывал головной убор (покойник, кика, кокошник, платок, др.). Яркие, замысловатые узоры, платки, украшенные золотистыми и серебряными нитями, драгоценными камнями, гармонично смотрелись с простыми укладками.
Со временем манера одеваться частично видоизменялась, но увесистость и многослойность наряда оставалась неизменной.
Среди косметики приветствовались натуральные средства: румяна и помаду заменяла свекла, черными угольками подчеркивали красоту разреза глаз. Славянские девушки отличались красивой внешностью, поэтому большой арсенал косметики не использовался.
Короткие стрижки в Древней Руси не выполняли. Считалось, что с укорачиванием длины шевелюры уменьшается здоровье. Поэтому русские красавицы носили длинные прически. Мужчины также не пренебрегали традицией отращивать волосы и бороду.
Прически древних славян
Волосы и прически занимали особое место в жизни древних славян. По прическе можно было судить о социальном статусе человека. Стригли волосы ритуально, соблюдая традиции. Это необходимо было делать в определенный период жизни. Мальчикам волосы длинные не отращивали и стригли достаточно часто.
Девочкам необходимо было По этой причине их отращивали, усердно следили за ними, ухаживая при помощи растительных компонентов. Девушки носили одну или две косы.
Мальчики, становясь взрослее, отращивали более длинный чуб. Вся остальная часть головы остригалась очень коротко. Чуб — это был особый атрибут. Молодой человек гордился им, иногда закручивал. Взрослые мужчины чаще всего носили стрижку «в кружок». Еще ее называют «под горшок». Именно с помощью этого атрибута и делали подобную прическу. Для восточных славян это также было общепринято.
Как выглядели славяне, достоверно сказать невозможно. Можно определенно сказать одно, что их одежда была удобной и просторной, независимо от эпохи.
Волосам и бороде языческие народы, и в том числе древние славяне, издавна придавали сакральное значение, считалось, чем длиннее волосы, тем больше в человеке жизненной силы, тем дольше он проживет на этом свете. Особенно берегли бороду — она считалась красой и честью любого мужчины.
О том, какие прически носили в древности на Руси судить трудно, потому что на большинстве изображений волосы мужчин скрыты головными уборами или шлемами, но известно, что пращуры славян — скифы носили довольно простые прически, знать и воины отращивали волосы ниже плеч, и только модники, насмотревшись на греков и римлян, стригли их в виде длинного каре и завивали локонами и волосы, и бороду.
XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой
В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.
Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.
Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил». Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.
Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы, замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.